История Кубани

Кочевники Прикубанья

Кубанская ногайская орда

В 50-х годах XVI века Правобережная Кубань становится составной частью Крымского ханства. Здесь из улусов Ногайской Орды, переселившихся на правый берег Волги и в Приазовье, сложилось государственное образование Ногаи Малые (Казыев улус). Ногайцы заняли территорию от реки Кубани до реки Дон. Главным их занятием было кочевое скотоводство. Власть принадлежала феодальной верхушке — мурзам и беям, которые владели тысячами голов скота. Хотя во главе всех ногайцев стоял хан, полнотой власти он уже не обладал. Орда Малых Ногаев распалась на несколько мелких (Наврузская, Кайсаевская, Бестинеевская, Едисанская, Буджакская, Джембойлукская, Едичкульская). Между ордами шла постоянная борьба. Управлялась Кубанская ногайская орда сераскиром. Он имел широкие полномочия и выносил окончательные приговоры по гражданским и уголовным делам.

Большую часть времени сераскир проживал в своём ауле. Его доходы состояли из десятой доли урожая зерна, одного барана с каждой кибитки и 800 быков при назначении сераскиром. Во время войны он командовал войсками своей орды. По укоренившимся обычаям ногайцы должны были следовать на войну за главой своего аула. Когда начиналась война против христиан, то в поход выступали все мужчины, способные носить оружие. Но при этом, по взаимному соглашению, жители каждого аула оставляли известное число людей дома. Им поручалась забота о сохранности имущества и безопасности семейств воинов, ушедших в поход. Оставшиеся принимали на себя эти обязанности при условии получения соответствующей доли добычи. Она ничем не должна была отличаться от добычи воинов, находившихся в числе сражающихся.

В 1769 году, в разгар русско-турецкой войны, в связи с успехами русского оружия в Молдавии и Валахии четыре ногайские орды: Буджакская, Едисанская, Джембойлукская, Едичкульская, — кочевавшие в Бессарабии, отказались повиноваться османам и переправились на левый берег Днепра. Они заявили о своём желании перейти в русское подданство. В феврале 1771 года в Петербург прибыла делегация ногайцев. Их заверили, что примут в российское подданство и отведут для кочевий земли по правую сторону реки Кубани. Через три месяца Едисанская и Буджакская ногайские орды перекочевали из низовьев Днепра на Кубань — в район рек Ея и Челбас. А некоторое время спустя земли на Азовском побережье, у реки Егорлык, заняли Едичкульская и Джембойлукская орды.

Много сделал для перехода кочевников в российское подданство глава Едичкульской орды Джанмамбет-бей. При его жизни туркам никогда не удавалось склонить ногайцев к антирусским выступлениям. Способствуя переселению ногайцев в кубанские степи, Россия удаляла из низовьев Днепра крупную военную силу, какую представляла ногайская конница, как раз перед вторжением русских войск в Крым.

Россия также рассчитывала, что ногайцы в кубанских степях смогут прикрыть южные русские границы от набегов горцев. Наконец, заселяя Правобережную Кубань ногайцами, российские дипломаты не оставляли мысли, что кочевники образуют в будущем независимое и при этом дружественное России государство, которое станет противовесом Турции в борьбе за Чёрное море. Однако развитие событий привело к тому, что необходимость в подобном государстве отпала.

Наврузская, Бестинеевская и Касаевская орды, издавна кочевавшие в Прикубанье, с переселением сюда четырёх ногайских орд из Бессарабии перешли на левую сторону Кубани, на земли между Лабой и Урупом, в соседстве с горцами, и стали непримиримыми врагами вновь прибывших ногайцев.

После смерти Джанмамбет-бея среди ногайцев начались волнения. И хотя прикубанские ногайцы заявили о своём дружеском отношении к России, союзниками они были ненадёжными: легко поддавались на
подстрекательства со стороны турок, могли восстать против российской администрации, откочевать в Закубанье. Среди них часто возникали распри, приводившие к кровавым столкновениям.

Три орды, кочевавшие в Закубанье, были открыто враждебно настроены по отношению к России.

Повседневные занятия ногайцев

Основным занятием ногайцев было кочевое скотоводство. Особое внимание уделялось коневодству, и прежде всего выращиванию выносливых коней, способных переносить длительные переходы. Лошадь являлась основным средством передвижения при набегах, тягловой силой во время перекочёвок и постоянным спутником пастуха.

Кочевники вывели породу, которая позже получила название ногайской. Ногайские лошади, сильные и очень выносливые, выращивались табунным способом. Круглый год их содержали на подножном корму, сено давали редко. В последующем эту породу использовали при выведении кабардинской породы. Заметной отраслью кочевого хозяйства являлось верблюдоводство.

Ногайцы держали в основном так называемых астраханских двугорбых верблюдов, отличавшихся силой и выносливостью. Верблюды этой породы давали в среднем 6-7 л молока в день (5,5-7 процентов жирности) и 4,5-7 килограммов шерсти с одного настрига. Из верблюжьей шерсти делали лёгкое и тёплое сукно, которое шло на постельные принадлежности. Кроме того, верблюжью шерсть добавляли в овечью, что во много раз повышало крепость тканей. Такие ткани ценились очень высоко. Из более грубой шерсти плели верёвки, которыми пользовались при креплении войлочных покрытий кибиток и при упаковке вьюков. Мягкая шерсть шла на изготовление войлока для пеленания грудных детей.

Ногайцы разводили и мелкий скот. Ведущее место занимало овцеводство. Овцы давали шерсть, шкуры и молоко. У ногайцев не было ни одного предмета домашнего обихода и национального блюда, которые не были бы связаны с продукцией овцеводства. Овца давала и пищу, и одежду, и даже кров, так как ногайские кибитки были обтянуты кожей и выстланы тканями, изготовленными из овечьей шерсти.

В отдельных районах Северного Кавказа овца долгое время служила единицей обмена. Например, двенадцать овец приравнивались к одному двугорбому верблюду.

Ремёсла нагайцев не получили существенного развития. Умельцы изготавливали посуду, металлические пряжки и другие изделия, но всё это обменивалось среди своих же кочевников. Оружие ногаец приобретал на меновых дворах, ярмарках или у соседей, покупая его за деньги, которые выручал от продажи сыра, масла, шкур животных, а также предметов одежды. На эти же деньги покупались калмыцкий чай, мука, просо, табак, перец.

Особая роль отводилась охоте. Охотничья добыча шла на ежедневные нужды кочевников и использовалась для изготовления предметов домашнего обихода. Добывались главным образом зайцы, сайгаки, дикие козы, лисы, волки и другие хищники. Опытные охотники использовали ловчих птиц: соколов и беркутов.

Ногайцы не имели непосредственных торговых связей с какими-либо государствами, но торговали с ближайшими к их кочевьям городами Крымского ханства: Таманью и Каплу (Копылом). Нижний Новгород, Москва служили рынком сбыта ногайских лошадей. Через Ногайскую степь проходили важные торговые пути. Нередко ногайцы пользовались услугами купцов-посредников, привозивших необходимые кочевникам товары и вывозивших продукты местного производства.

Материальная культура нагайцев

Многолетнее проживание в степях отразилось на занятиях, на особенностях жилища, одежды и кухни кочевников.

Жилище ногайцев

Жилищем ногайцам служили юрты (кибитки) двух типов: разборная и неразборная. Юрту обычно устанавливали женщины. Разборная кибитка ставилась на земле, а неразборная крепилась на двухколёсной арбе. В такой кибитке размещались все члены семейства, не прерывавшие своих занятий во время перекочёвки. Здесь же находились предметы быта, а также куры и собаки. Богатые накрывали юрту несколькими слоями белого войлока, бедняки — серым войлоком. Стены внутри юрты обтягивали камышовыми циновками, а богачи — и коврами. Пол устилали войлоком, коврами. В центре юрты находился очаг — для обогрева в холодное время и приготовления пищи. Здесь обязательно стоял железный треножник.

Подобное жилище было хорошо для лета, но зимой оно плохо защищало от стужи и страшной степной вьюги. В это время в кибитку, где с трудом помещалось семейство ногайца, загонялись телята, бараны, козы. Крупный скот, лошади и верблюды оставлялись на произвол судьбы. Нередко гибли целые стада, и из богатого ногаец в одночасье превращался в байгуша (нищего).

Юрты устанавливали рядами. В каждом ряду жили выходцы из одной большой семьи. Места в юрте распределялись с учётом пола и возраста. На самой почётной — северной — стороне сидел глава
семьи. Место женщин — всегда с восточной стороны. Место мужчин — с западной. Мужчины, входя в дом, не могли повесить свой колчан на женской стороне. Хозяйка, или старшая жена, должна была сидеть в правой части кибитки, то есть слева от мужа. Каждая семья старалась по мере возможности нарядно убрать юрту. Деревянные изделия обязательно украшались декоративной резьбой, войлочные
— орнаментом.

Переход к оседлости привёл к строительству постоянных жилых домов. Первые сведения о таких домах относятся к середине XVI века. Жилища причерноморских ногайцев были сделаны из тонких стволов
деревьев, обмазаны тиной, грязью и покрыты камышом. Вместо стёкол в ранний период натягивали высушенный бычий пузырь. Преобладали дома с двумя комнатами и одной прихожей. Большие семьи имели 3-4-комнатные дома. В прихожей обычно хранили кухонную утварь. Здесь же стояла печь с дымарём из обмазанного глиной хвороста.

Одежда ногайцев

Национальный ногайский костюм, как и костюм любого народа, складывался в течение многих веков. Он был хорошо приспособлен как для кочевого, так и для оседлого образа жизни. Вот как очевидец описывал одежду князя Измаила Алиева: «На нём была коричневого сукна шапочка, с соболиным околышем, чёрный шёлковый галстук, матерчатый кафтан тонкого сукна коричневого цвета… обложенный серебряною вытканною тесьмою… такого же сукна панталоны и с такими же серебряными, под чернью и позолотой, пуговками и пряжечками, висела шашка (кинжал) с серебряною рукоятью, чернью, позолотою и серебряным темляком».

Одежда бедняка шилась из простого материала, без особой отделки. Верхнюю одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плечами. Она защищала от дождя и снега, холода и жары.

Зимой поверх лёгкой одежды надевали шубы. Шили их из волчьих, лисьих, беличьих, овечьих шкур, из каракуля.

Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень. Он был узким, с металлической пряжкой ремёнными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинками. На поясе висел нож или кинжал в красных или чёрных сафьяновых ножнах. Наряду с ремнём пользовались кушаком.

Разнообразны были головные уборы. Изготовлялись они из меха, войлока или ткани. Ногайцы всех возрастов носили шапки из овчины. Летом — также войлочную шляпу с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Мужчины, как правило, брили голову, носили бороды.

Мужскую одежду дополняли воинские доспехи и оружие. Кочевник был вооружён луком со стрелами, топором и копьём. Богатые имели мечи. Первые ружья у ногайцев появились в середине XVII века.

Женский костюм долгое время был близок к мужскому; затем стали появляться различия в крое, материалах, отделке. Основу костюма женщины, как и мужчины, составляли штаны и рубаха. На нательную рубаху женщины надевали верхнюю, которую носили вместо платья. На неё — кафтан. Ниже бёдер полы кафтана расходились. Воротник был стоячий. Застёгивался кафтан при помощи петель. У богатых кафтаны украшались золотой вышивкой и галуном. Другой верхней одеждой было распашное платье, длинное, с облегающим лифом. На рукава (длинные, откидные) праздничных платьев пришивали подвески.

Обязательным элементом праздничной одежды был узорчатый (у богатых — расшитый серебром) пояс. Головные уборы отличались разнообразием. Однако поверх шапки женщины носили кисейные покрывала, оберегавшие лица от нескромных взглядов. В холодную погоду надевали чалму — длинный кусок материи, туго обёртываемый вокруг головы. Украшения были преимущественно серебряными, золотые встречались редко.

Кухня ногайцев

Традиционный стол ногайцев составляли преимущественно мясо-молочные блюда. Мясо (говядину, баранину, конину) варили, вялили или коптили. Готовили бешбармак (мясо с лапшой), кавардак (жареное мясо с луком), шашлык, колбасы, пельмени, варили уху. Популярны были каши, различные виды сыров, пироги, яичница, инкал (род галушек). Из напитков употреблялись ногайский чай с добавлением молока, сметаны, перца, соли, кумыс, айран, буза и др. Некоторые блюда традиционной кухни ногайцев (ногайский чай, бешбармак и др.) заимствовали соседние северокавказские народы.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *