История Кубани

Краснодарский край в бронзовый век

Эпоха бронзы на Кубани

В середине IV тысячелетия до н. э. люди, жившие на нынешней территории Краснодарского края и Республики Адыгея, научились изготавливать бронзу — сплав меди и олова. Как металл бронза обладает рядом преимуществ перед медью. Она плавится при более низкой температуре, бронзовые орудия твёрже и прочнее медных.
Медь и необходимые для изготовления бронзовых изделий добавки к ней в природе встречаются нечасто. В более выгодном положении находились человеческие коллективы, которые проживали на территории, богатой запасами медных руд, и сумели наладить литьё изделий из меди и бронзы. Потребность в металле способствовала развитию обмена между отдельными племенами.
На Кубани образовался один из центров металлургии бронзы. В простейшую металлургическую печь — горн, чтобы повысить температуру, специальными мехами подавали воздух. Использование горна позволило ускорить выплавку и улучшить качество металла.
В период бронзового века (середина IV — конец II тысячелетия до н. э.) на Северо-Западном Кавказе произошло первое общественное разделение труда: одни племена преимущественно стали заниматься земледелием, а другие — скотоводством. Большое значение имело и заимствование достижений восточной цивилизации: колёсного транспорта, ткачества, гончарного круга. В эпоху бронзы на территории Северо-Западного Кавказа получили распространение археологические культуры, которые представлены различными памятниками: курганами, каменными гробницами, поселениями.

Майкопская археологическая культура

Памятники майкопской археологической культуры оставлены племенами, населявшими в конце IV — первой половине III тысячелетия до н. э. Прикубанье и другие территории Северного Кавказа. Своё название майкопская археологическая культура получила по самому известному памятнику.
Под насыпью высотой 11 метров находилась могильная яма, разделённая перегородками на три части. Могила была обложена деревом и перекрыта деревянным накатом. В южной камере погребения, самой большой, было, как предполагают, захоронение вождя.
Набор предметов, обнаруженных в Майкопском кургане, выделяется по богатству среди других археологических памятников бронзового века.
Большой интерес представляют два серебряных сосуда с изображениями животных. Верхнюю часть одного из сосудов украшает горный пейзаж. На рисунке легко угадываются очертания Главного Кавказского хребта. Балдахин, сооружённый над телом вождя, поддерживали шесть серебряных трубок. На них были надеты золотые и серебряные фигурки быков.
Помимо предметов из золота и серебра в могиле обнаружено много различных орудий (топоры и долота), а также медные и глиняные сосуды.
В 1898 г. Н.И. Веселовский в урочище с символическим названием Клады, недалеко от станицы Новосвободной, раскопал два кургана племён майкопской культуры. Под курганными насыпями археологи обнаружили каменные гробницы.
Рядом с ними найдены бронзовое оружие, котлы, орудия труда, посуда, предметы из золота, серебра и драгоценных камней.
А в XX в. в этом же урочище была раскопана ещё одна каменная гробница с уникальными росписями на стенах, нанесёнными красной и чёрной краской. На стенах изображались фигуры людей, бегущие лошади, луки и колчаны — футляры для стрел.
Наряду с захоронениями богатых людей найдены и погребения с небольшим количеством вещей, а то и вовсе без них. К настоящему времени открыто уже около 200 памятников майкопской культуры на территории от Таманского полуострова до Дагестана. В одном из погребений был обнаружен настоящий клад: серебряный сосуд, наполненный искусно изготовленными бусинами из золота, серебра и драгоценных камней.
В конце XX века археологи открыли большую группу древних поселений майкопской культуры в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа. Среди них — Мешоко, Скала, Ясенева Поляна. Все они расположены в предгорной и нагорной частях Адыгеи. В 1981 г. было открыто поселение в равнинной части, между селом Красногвардейским и хутором Свободным. По нему оно и получило название — Свободное.
Самое известное поселение племён майкопской культуры — Мешоко у посёлка Каменномостского. Оно расположено на высоком плато.
Посёлок был укреплён мощной оборонительной каменной стеной, достигавшей в ширину 4 метров. Жилые помещения строились из самана и прилегали к оборонительным стенам. Большая часть поселения, однако, не была застроена и предназначалась для загона скота и его сбережения в случае внешней опасности.
Во время раскопок археологи обнаружили огромное количество костей домашних животных: коров, овец, свиней. Были найдены также керамические цедилки, использовавшиеся при изготовлении молочных продуктов, зернотёрки и кремнёвые вкладыши для серпов.
Племена майкопской культуры достигли заметных успехов в металлургии бронзы. В ряде погребений археологи нашли бронзовые детали упряжи для животных.
Майкопские племена, по мнению историков, переселились на территорию Кубани из Месопотамии или Малой Азии. Оттуда они принесли помимо гончарного круга и другие достижения древневосточной цивилизации: ткачество, умение художественно обрабатывать изделия из металла. Исследования показывают, что у переселенцев уже произошло разделение на бедных и богатых.

Ямная культура

Племена, относящиеся к ямной культуре, появились на правобережной Кубани в начале III тысячелетия до н. э. Кроме прикубанских степей они занимали огромную территорию от междуречья Урала и Нижней Волги на востоке до Среднего Дуная на западе и юго-востоке. Поселения этих племён до сих пор не обнаружены. Единственными их памятниками остаются подкурганные погребения.
Название ямной культуры связано с особенностями погребального обряда. Умерших хоронили в простых ямах с закруглёнными углами, перекрытых сверху мощными брёвнами. Иногда роль перекрытия выполняла разобранная деревянная повозка. Рядом с погребёнными находят вылепленные вручную сосуды (иногда они украшены орнаментом в виде треугольников или зигзагов), бронзовые ножи и каменные топоры.
В богатых погребениях встречаются украшения: височные кольца из бронзы, серебряной и золотой проволоки, костяные булавки. Рядом с ямой ставили целую или разобранную повозку с деревянными колесами, основным занятием племен ямной культуры было кочевое скотоводство. Но им были известны также ткачество, плетение, изготовление глиняной посуды.
Орудия труда они изготавливали из бронзы и, возможно, уже начали осваивать земледелие.
Между племенами ямной культуры и их соседями — племенами майкопской культуры — существовал обмен. Предметами обмена были каменные и бронзовые орудия труда, украшения, продукты земледелия и скотоводства.

Дольменная культура

Культура с монументальными (мегалитическими) сооружениями — дольменами, была распространена на территории Причерноморья — от Таманского полуострова до бассейна реки Кубань, занимая в основном предгорные и лесные районы.
Дольмены на террритории древней Кубани появились, предположительно, в эпоху ранней бронзы, между 2400 — 2100 гг. до нашей эры. Это постройки, сложенные из каменных плит и больших блоков или высеченные в массивах скал.
Дольмены, по мнению ученых, служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием «испун», «спыун» («дома карликов», «пещеры»), а также «кеунеж», «адамра» («древние могильные дома»). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более двух тысяч дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже — монолитные, высеченные в массивах скалах. Дольмены снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, наиболее древние дольмены отверстий не имели.

Громадные строения предков

Когда в конце XVIII в. черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили древнейшие сооружения жившего здесь неизвестного народа. Громадные строения, сложенные из больших каменных глыб, по мнению казаков, могли возвести только очень сильные люди. Некоторые из подобных сооружений достигают в высоту двух и более метров, простираются в длину почти на пять метров. Толщина плит, из которых они строились, достигает 40 сантиметров и более. Общий вес плит, из которых построены эти сооружения, достигал 25 и более тонн.
Объяснить назначение загадочных строений долгое время никто не мог. Казаки называли их «богатырскими хатками». По легенде, однажды казачий отряд занял одну из горных вершин. На соседней вершине располагалось странное сооружение, из которого вышел огромного роста мужчина. Он снял со своей «хаты» крышу — громадную плиту, посадил на неё жену и отправился дальше в горы. Преследовать богатыря казаки не решились.
Адыгские предания дают другое объяснение. В давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не могли самостоятельно построить себе дома, чтобы укрыться в них от непогоды. Глядя на их бесприютную жизнь, великаны решили взять работу по обустройству их жилищ на себя. Они обладали такой силой, что любой из них мог выломать каменную плиту в горах и, взвалив её на плечи, отнести к месту постройки. Для строительства такого «дома» требовалось принести пять плит: четыре составляли стены, а пятая — крышу. Шестую плиту клали на землю — она служила полом. Вместо дверей в лицевой плите пробивалось отверстие, которое закрывалось пробкой. Через эти отверстия карлики — испы — якобы въезжали в такой дом верхом на зайцах. Адыги назвали этот дом испун (дом испов).

Погребальные сооружения древних

Дольменов, или, как считают ученые погребальных сооружений древних, в Прикубанье и Причерноморье обнаружено довольно много — более 2300. Они растянулись узкой полосой вдоль восточного (Кавказского) побережья Чёрного моря, от Таманского полуострова до Абхазии. Скопления дольменов сохранились у станиц Даховской, Новосвободной, Баговской, посёлка Каменномостского. Поселения строителей дольменов существовали в Большой Воронцовской пещере, на современной территории Хостинского района города Сочи.
По мнению исследователя дольменов В. И. Марковина, появление их на Западном Кавказе и в Прикубанье связано с переселением отдельных групп населения с берегов Средиземного моря. Подобные сооружения из огромных камней — мегалиты — встречаются в разных частях света. Широко известны Стоунхендж в Великобритании, Ньюгрейндж в Ирландии.
Установлено, что дольменная археологическая культура просуществовала довольно долго: с 2700 до 1400 г. до н. э.
Погребальные сооружения представителей этой культуры — наземные склепы, в которых хоронили по нескольку покойников, — принадлежали, скорее всего, членам одной кровнородственной группы.
В буквальном переводе с кельтского слово дольмен означает «каменный стол».

Известны четыре типа дольменов:

  • плиточные — обычный, самый распространённый тип: стены, перекрытия, а иногда и пол дольмена представляют собой отдельные плиты;
  • составные — с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит и камней;
  • корытообразные, то есть выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой;
  • дольмены-монолиты у которые полностью, вместе с крышей, высечены в скале.

Среди составных дольменов выделяется своими размерами Гузерипльский дольмен-великан. Он находится на территории Кавказского государственного биосферного заповедника. Огромная передняя плита дольмена трапециевидной формы имеет длину у основания 245 сантиметров, высота её — 210, а толщина — 57 сантиметров. Почти у земли расположено округлое отверстие неправильной формы размером 40 х 38 сантиметров. Уже по этим цифрам можно судить о том, какую гигантскую постройку сумели создать древние люди!
Дольмены-монолиты — самые редкие — обнаружены в районе станицы Холмской, Геленджика, селения Берегового, Архипо- Осиповки, Джубги и Во л конки.
Среди дольменов есть и уникальные. Например, дольмены Бога- тырская Конюшня, Волконский.

Как строили древние дольмены

Стройка начиналась с подготовки строительного материала — камня-песчаника. Необходимо было найти залегание относительно мягких пород песчаника или известняка, выломать камень и доставить на место работ. Доставка осуществлялась с помощью верёвок и катков (одинаковых по размеру брёвен). При этом использовали силу животных. Можно предположить, что к строительству дольменов привлекалось большое количество людей.
Скорее всего, применялись бревенчатые рычаги-ваги, подсыпки, внутренние леса, чтобы плиты не завалились. Немало времени уходило на разметки и производство пазов.
Древние строители дольменов были большими мастерами своего дела, умевшими из нескольких камней создавать архитектурно продуманные сооружения, в которых мы видим и мощь, и грандиозность, и молчаливую суровость. Такое впечатление производят все мегалитические сооружения.
Как правило, вход в дольмен обращён к солнцу, что может свидетельствовать о поклонении строителей небесному светилу.
Племена, строившие дольмены, вели оседлый образ жизни, прекрасно владели мастерством обработки не только камня, но и металла, умели лепить глиняную посуду, украшенную несложным орнаментом. Они занимались также земледелием, разведением крупного рогатого скота, свиней, овец, а в приморской полосе — морским промыслом.

Северокавказская культура

Во Втором тысячелетии до нашей эры по соседству с племенами дольменной культуры, по мнению археологов, появились северокавказские племена. Их территория простиралась от реки Лабы до среднего течения Терека, где ранее обитали племена майкопской культуры.
Памятники северокавказских племён многообразны. Это захоронения в виде курганов, каменных ящиков, склепов. В Прикубанье открыты курганные погребения близ аулов Уляп, Хатажукай, станиц Казанской, Константиновской, села Успенского, у городов Армавир и Курганинск.
Использование камня при возведении погребальных сооружений свидетельствует о связях северокавказских племён с предшествующими племенами майкопской культуры. Об этом также говорит и сходство обнаруженных при раскопках керамических сосудов. Однако сосуды северокавказской культуры выполнены не на гончарном круге, а вручную. В качестве орнамента на многих из них использовались отпечатки шнура.
Основой хозяйства по прежнему были скотоводство и земледелие. Разводили мелкий и крупный рогатый скот и лошадей. Причём лошадь, как и ранее у майкопских племён, использовалась для верховой езды. Землю обрабатывали мотыгой, выращивали пшеницу и ячмень. Урожай убирали составными серпами с кремнёвыми вкладышами. Со временем в обиход вошли бронзовые серпы.
Племена северокавказской археологической культуры занимались также металлургией и металлообработкой. Медь добывали путём разработки местных залежей и в штольнях — подземных горных выработках. В верховьях реки Большой Зеленчук на склоне горы Пастуховой (в 32 километрах от станицы Зеленчукской) были открыты горизонтальная шахта и отходящие от неё вертикальные штольни. Там же обнаружили орудия рудокопов: каменные молоты и тёрочник. Судя по археологическим находкам, у племён северокавказской культуры существовали тесные связи с соседями. Их изделия (орудия труда, украшения) находят в захоронениях на территории Предкавказья.

Катакомбная культура

Носителями Катакомбной культуры, была группа родственных племён, генетически связанных с жившими на территории древней Кубани племенами ямной культуры.
История этой культуры прослеживается от III тысячелетия до н. э. до XIII в. до н. э. Её название также связано с особенностями погребального обряда: для погребения умершего в одной из стенок глубокой под курганной ямы (глубина иногда достигала 10-15 метров) вырубали особую камеру — катакомбу. Вход в неё закладывали стволами деревьев или камнями, а яму засыпали землёй. Рядом с покойником клали глиняные курильницы в виде чаш на крестовидной ножке. Внутри такой чаши имелась перегородка: в одной части тлели угли, а в другой (меньшей) курились благовонные травы.
Памятники, которые исследователи относят к катакомбной археологической культуре, распространены на обширной степной территории — от Поволжья до Приднепровья, в том числе в Прикубанье и Восточном Закубанье. Впервые их открыл Н. И. Веселовский. Многие погребения изучены кубанскими археологами.

Срубная культура

Своё название она получила благодаря отличительной особенности погребального сооружения, в котором могильная яма укреплялась деревянным срубом с бревенчатым перекрытием. Время существования этой культуры относят к завершающему (позднему) этапу бронзового века. Племена срубной культуры вытеснили в степях Прикубанья племена катакомбной культуры.
На Кубани изучено около 190 срубных погребений, большая часть которых расположена по берегам степных рек Бейсуг, Кирпили, Понура и др. (станицы Приазовская, Брюховецкая, Батуринская, Днепровская, Старомышастовская, хутора Анапский и Белевцы, окрестности Краснодара) и в Восточном Закубанье (станица Михайловская). В погребениях находят лепную глиняную посуду, ножи, топоры, наконечники копий.
Исследование находок из захоронений даёт представление о развитии различных ремёсел, в том числе ткачества, у племён срубной и других культур эпохи бронзы.
Встречаются и украшения: бусы, подвески, браслеты. «Срубники», как их называют археологи, оставили после себя клады бронзовых изделий — «клады литейщиков».
В «кладах литейщиков» находят бронзовые слитки, топоры, кинжалы, ножи, серпы. Вероятно, литейщики при приближении опасности закапывали их в землю, надеясь вернуться в дальнейшем.
Наличие большого количества серпов и топоров-мотыг позволяет судить о развитии земледелия. Однако жители степной полосы занимались преимущественно скотоводством.

Завершающий этап эпохи бронзы характеризовался активным передвижением племён. Есть предположение, что племена срубной культуры сыграли значительную роль в формировании крупных племенных объединений: киммерийцев и скифов.

Источники

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *