История Кубани

Мифы древних греков о Причерноморье

Античная мифология и Причерноморье

Первые представления греков о Причерноморье и о народах, его населявших, сложились задолго до колонизации благодаря путешественникам и торговцам. Море было богато рыбой, а прибрежные земли — корабельным и строительным лесом, железной рудой. Но плавание по Черному морю представляло опасность для мореплавателей. Из-за слабой изрезанности берегов имелось мало удобных мест для гаваней, почти не было островов и полуостровов, так привычных для средиземноморских греков. Долгое время северные границы оставались неизведанными.
Море, которое греки называли Понт, считалось частью Океана, окружавшего обитаемую землю, его заливом. В Океане, по древним представлениям, находился вход в царство мертвых, поэтому плавание по нему приравнивалось к путешествию в Аид. Там же, в Океане, где царил хаос, можно было встретить «острова блаженных», на которых обитали души героев. Подобные представления, а также трудности мореплавания долгое время сдерживали освоение берегов Черного моря и отразились на самом наименовании моря — Понт Аксинский — море негостеприимное. Позже, в период колонизации, его назовут Эвксинским — «гостеприимным».
Многочисленные сведения о Причерноморье, зачастую окрашенные вымыслом, сохранились в мифах, сказаниях и поэмах.

Миф о путешествии аргонавтов

Первыми греками, проникшими в Понт, как повествуют мифы, были аргонавты — участники похода на корабле «Арго», отправившиеся под предводительством Ясона на поиски волшебного золотого руна. Корабль аргонавтов был построен с помощью богини Афины. Среди аргонавтов были известные греческие герои: Геракл, Орфей, близнецы Диоскуры. Целью их путешествия был город или страна Эя в Колхиде, где правил царь Ээт. Дочь Ээта, волшебница Медея, помогла Ясону завладеть руном.
До похода аргонавтов никто не мог проплыть между блуждающими скалами Планктами (иногда их называли Симплегады или Кианеи), которые стерегли проход в Понт. Сталкиваясь друг с другом, они уничтожали пытавшиеся пройти между ними суда. По совету прорицателя аргонавты, доплыв до опасного места, выпустили голубя. Скалы столкнулись, разошлись и остановились навсегда. Так был открыт путь в Черное море.
По всей вероятности, в основу этой легенды легли реальные события. В проливе Босфор, ведущем к Черному морю, есть несколько небольших скал, которые в штормовую погоду становились причиной гибели многих судов. Существовали в проливе и ложные проходы, где тоже происходили кораблекрушения.

Аполлоний Родосский в поэме «Аргонавтика» (III в. до н. э.) описывает скалы:

Черные две скалы вы узрите при моря теснинах,
Между которых никто не мог проскользнуть безопасно,
Ибо внизу не на прочных корнях они утвердились,
Но то и дело одна другой навстречу стремится,
Так и сшибаются обе, а вкруг вздымаются волны,
Страшно кипя, и раскатом глухой отзывается берег.
О маршруте, которым следовали аргонавты,
и целях их путешествия историки продолжают спорить.

Северное Причерноморье в поэмах Гомера

Великим древнегреческим поэтом Гомером были созданы поэмы «Илиада» и «Одиссея», вобравшие в себя мифы и легенды, а также некоторые реальные исторические и географические сведения того времени, в том числе и о Северном Причерноморье.
В «Илиаде» говорится о Зевсе, который оставил сражаться греков и троянцев, «а сам (Зевс) обратил вспять сияющие очи, глядя прочь, на землю коневодов и фракийцев, сражающихся врукопашную мисийцев и дивных доителей кобылиц млекоедов, набиев, справедливейших из людей». Строки Гомера о «дивных доителях кобылиц млекоедах» достаточно точно описывают облик народа коневодов, который позже, после освоения берегов Черного моря, греки стали именовать скифами.

В поэме «Одиссея» рассказывается о плавании царя Итаки Одиссея по Океану.

Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана:
Там киммериян печальная область, покрытая вечно Влажным туманом и мглой облаков;
никогда не являет Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль Он покидает, всходя на звездами обильное небо, С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих.

Местность, где жили киммерийцы, по Гомеру, расположена у входа в царство мертвых на берегу Океана.

В «Одиссее» есть и описание движущихся скал:

Прежде увидишь стоящие в море утесы; кругом их
Шумно волнуется зыбь Амфитриты лазоревоокой;
Имя бродящих дано им богами; близ них никакая
Птица не смеет промчаться, ни даже амбросию Зевсу
Легким полетом носящие робкие голуби; каждый
Раз пропадает из них там один, об утес убиваясь;
Каждый раз и Зевс заменяет убитого новым.
Все корабли, к тем скалам проходившие, гибли с пловцами;
Доски одни оставались от них и бездушные трупы,
Шумной волною и пламенным вихрем носимые в море.
Только один, все моря обежавший, корабль невредимо
Их миновал — посетитель Ээта прославленный «Арго»;
Но и его на утесы бы кинуло море, когда бы он
Там не прошел, провожаемый Герой, любившей Ясона.

Там же, в Черном море, находился и остров волшебницы Кирки — Эя, где спутников Одиссея ждали опасные приключения. На берегах Понта находился и город Ламос — в земле великанов-людоедов лестригонов: «Денно и нощно шесть суток носясь по водам, на седьмые прибыли мы к многовратному граду в стране лестригонов, Ламосу», — пишет Гомер. Оставив свой корабль в море, Одиссей приказал остальные вытащить на берег. Но лестригоны огромными камнями-утесами забросали корабли и уничтожили высадившихся. Лишь корабль самого Одиссея уцелел и ушел в открытое море.
Так в образной поэтической форме Гомер сообщил современникам первые сведения о Черном море и народах, живших на его берегах.

Мифы об Ахилле

Ахилл — сын царя Пелея и нереиды (морской богини) Фетиды — был в числе наиболее известных и любимых в Греции героев, которого почитали как бога. Он — один из главных героев гомеровской «Илиады», предпринявший под предводительством Агамемнона поход против Трои. Его посмертной судьбе посвящено много сказаний. Фетида, желая сделать сына бессмертным, держала его за пятки и погружала в священные воды Стикса. Погиб Ахилл от стрелы Париса, попавшей в пятку.

В цикле сказаний, посвященных этому герою, его душа пребывает на острове блаженных — Элизиуме. По мере освоения Черного моря таким стали считать остров Левка (Белый) в устье Дуная, ныне остров Змеиный. «Там океанские ветра обдувают остров блаженных… Ахилла туда перенесла мать, тронув мольбами сердце Зевса», «в Эвксинском море Ахилл обитает на сияющем острове» — пишут античные авторы. Согласно мифам, на острове Левка обитают не только Ахилл, Ифигения, Елена (Троянская), но и другие герои: Патрокл, Антилох, Аяксы.
По одному из преданий, остров подняла со дна моря Фетида для своего сына, и на нем живет Ахилл. На острове есть храм Ахилла с его статуей, в котором много приношений — чаши, перстни и драгоценные камни, а также надписи. Людей на острове нет… «Много птиц гнездится на острове — чайки, нырки и морские вороны в несметном количестве. Эти птицы очищают храм Ахилла: каждый день рано утром слетают они к морю, затем, омочив крылья, поспешно летят с моря в храм и окропляют его; а когда этого будет достаточно, они обметают крыльями пол храма». Еще 200 лет назад на острове были видны развалины древнего святилища. Раскопки археологов во многом подтвердили историческую основу легенд: были найдены плиты с надписями, посвященными Ахиллу, монеты.
Ряд легенд о греческих богах связан с колонизацией Причерноморья и Таманского полуострова. Основатели новых колоний, отправляясь к дальним берегам, получали в храме Аполлона от Пифии (прорицательницы) сообщения, что на месте будущего поселения есть могила одного из греческих героев. В местах, связанных с культом богов, героев, грекам- колонистам легче было осваиваться. Ахилл был одним из первых, чьим местом пребывания стал Понт Эвксинский.
К настоящему времени археологами на территории Таманского полуострова исследовано более 30 святилищ, посвященных различным богам и героям.

Миф об Ифигении

Этот миф тоже связан с Причерноморьем. Ифигению, дочь царя Микен Агамемнона, должны были принести в жертву на алтаре Артемиды, чтобы боги помогли кораблям греков отправиться в поход на Трою. Как только пламя жертвенного костра охватило девушку, подул долгожданный ветер и корабли смогли выйти в море. На костер опустилось облако, а когда оно рассеялось — Ифигения исчезла. Вместо нее в жертву принесли лань. Одни рассказывали, что Артемида спасла Ифигению, превратив ее в бессмертную богиню, другие считали, что Артемида перенесла дочь Агамемнона в Тавриду и там сделала жрицей в своем храме. Храм находился на северном берегу Понта, в стране жестоких тавров, которые уничтожали всех попавших в их земли иностранцев. Ифигения должна была приносить их в жертву Артемиде. Такими жертвами чуть не стали ее брат Орест и его друг Пилад. Сказание об Ифигении — один из самых распространенных мифов, в которых действие происходит в Причерноморье. Многие греческие поэты, драматурги использовали этот сюжет.

Миф об Ио

Боспором Киммерийским в древности греки называли Керченский пролив. Вторая часть наименования пролива напоминала о кочевниках — киммерийцах, когда-то обитавших на берегах пролива и Меотиды (Азовского моря). А слово «боспор» означает буквально «переправа быка». Древнегреческие предания связывают это название с легендой об Ио, возлюбленной Зевса.
Чтобы спрятать ее от гнева супруги, Геры, Зевс решил превратить Ио в белоснежную корову. Но Гера потребовала, чтобы Зевс подарил ей эту корову, и приставила к ней пастухом великана Аргуса с множеством глаз. Бог Гермес усыпил и убил Аргуса. Тогда Гера наслала на Ио страшного жалящего овода. В бегстве от него Ио миновала многие страны.
В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» дорога Ио проходит по берегам Понта Эвксинского. Она движется с запада на восток, минуя страну скифов и амазонок, переплывает пролив у Меотийского озера (Азовское море).
И память в людях славная останется Об этой переправе. Будет имя ей — Коровий брод — Боспор.
Благодаря огромной популярности трагедий Эсхила в Греции хорошо знали сюжет о странствиях Ио по землям скифов и о ее переправе через Боспор Киммерийский.

Мифы о Геракле

Потомком Ио в тринадцатом колене стал самый известный и любимый герой Эллады — Геракл, сын Зевса и Алкмены. По велению Аполлона, чтобы искупить тяжкое преступление, Геракл поступил на службу к царю Еврисфею и, исполняя его задания, совершил двенадцать подвигов. При совершении четырех из них герой побывал в Причерноморье. Здесь он преследовал керинейскую лань, шел за яблоками к Гесперидам, гнал коров великана Гериона и сражался с амазонками.
Причерноморье упоминается в более поздних вариантах мифов. Керинейская лань бежала от Геракла в течение года, пока он не настиг ее в стране гипербореев, в Скифии. В трагедии Еврипида Геракл сражается с амазонками в земле савроматов, на берегах Меотиды: «Через бездну Эвксина к берегам Меотиды в многоводные степи на полки амазонок много воинов славных за собой он увлек».
В разных частях заселенных греками земель существовали местные предания о Геракле. Наибольшую известность преобрела изложенная ранее легенда о происхождении скифов. В ней говорилось, что встреча Геракла с полудевой-полузмеей произошла в то время, когда он отправился за коровами Гериона в Причерноморье. Геродот пишет: «Гера наслала на стадо овода, который погнал коров через Фракию в скифскую пустыню, Геракл отправился за ними.
Холодной ночью, в непогоду, он завернулся в львиную шкуру и крепко уснул на склоне каменистого холма. Проснувшись, обнаружил, что кони, которых он накануне выпряг из своей колесницы, чтобы дать им попастись, исчезли. Он обыскал всю округу и наконец пришел в лесистую местность под названием Гилея, где странное существо, полудева-полузмея, прокричало ему из пещеры, что кони у нее и что она готова их отдать, если Геракл станет ее супругом».
Как уже отмечалось, Геракл ответил согласием. От этого союза родились три сына, один из которых стал родоначальником всех царей, правивших скифами. Для греков эта легенда о родстве скифов и Геракла, от которого они вели свое происхождение, имела огромное значение, т. к. подтверждала их права на обладание землями в Причерноморье. Не случайно при раскопках боспорских городов находят многочисленные изображения Геракла на сосудах, монетах, а также надгробиях (об этом вы подробнее узнаете при изучении культуры греческих колоний).

Мифы об амазонках

Причерноморье упоминается в мифах о воинственных женщинах-воинах — амазонках. Эта легенда находила подтверждение: в степях Причерноморья греки увидели женщин, скачущих на конях, владеющих оружием — такими были скифянки, сарматки, меотянки. Миф, записанный Геродотом, повествует о том, как, потерпев поражение от Геракла и эллинов, амазонки были захвачены в плен. Но в открытом море амазонки напали на эллинов и перебили их. Однако, не умея обращаться с кораблем, «они носились по волнам, гонимые ветром, пока не пристали к Кремнам на озере Меотида, земле скифов».
От браков амазонок и скифских юношей произошло кочевое племя савроматов. Они переправились через Танаис (Дон) и спустя несколько дней прибыли «в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами». Археологические раскопки подтверждают рассказ Геродота. В женских погребениях наряду с украшениями часто находят оружие, доспехи, конскую упряжь. По-видимому, женщины занимали заметное место в войске кочевников.

Миф о Прометее

Среди сказаний о подвигах Геракла есть миф об освобождении титана Прометея, который похитил у богов Олимпа огонь и передал его людям. В наказание по приказу Зевса Прометей был прикован к Кавказским горам. Орел терзал его печень, ежедневно вырастающую вновь. И не было конца его мучениям. Геракл призвал на помощь Аполлона, поразившего орла стрелой прямо в сердце, и освободил титана. Этот миф вдохновил многих поэтов, художников и композиторов на создание художественных произведений.
На греческих расписных сосудах часто изображали прикованного к скале Прометея. По преданиям, скала находилась на северных склонах Кавказа. Есть мнения что это место — Большой Утриш, расположенный близ Анапы, что именно там был прикован Прометей.
Греческие поэты и сказители создавали новые легенды о богах и героях и их приключениях на новых землях, ставших им родиной. Так была создана легенда об основании Пантикапея, столицы Боспорского царства, сыном Ээта, братом волшебницы Медеи.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *