Города Кубани

Туапсе

Туапсе — портовый город на Черноморском побережье. Второй по величиние горот-порт в Краснодарском крае после Новороссийска. Расположен на восточном берегу Чёрного моря в междуречье рек Туапсе и Паук, у подножья южного склона Главного Кавказского хребта. От краевой столицы находится в 103 км к югу, от Сочи в 78 км к северо-западу.

Через город проходят федеральные автотрассы  А-147  (Адлер-Джубга) и  Р-254  (Майкоп-Туапсе), которая ведет через Шаумянский перевал высотой 512 м. над уровнем моря. В городе действуют железнодорожные станции «Туапсе-Пассажирская» и «Туапсе-Сортировочная» обслуживающие Армавир-Туапсинскую ветку Северо-Кавказской железной дороги.

С 2008 года является Городом Воинской славы. День города — 1-е воскресенье июля.

Общая информация:

Основан: в 1838 г.
Город с: 1916 г.
Часовой пояс: UTC+3
Телефонный код: +7 (86167)
Почтовый индекс: 352800
Площадь города: 33, 41 км2
Высота над морем: 44 м
Население: 62 269 ↘

Среднемесячная температура Туапсе:

Мар. Апр. Май
+7,7С° +12С° +16,4С°
Июн. Июл. Авг.
+20,4С° +23,5С° +23,8С°
Сен. Окт. Ноя.
+19,7С° +14,8С° +10,5С°
Дек. Янв. Фев.
+7,1С° +5С° +5,4С°

Климат Туапсе

Большую часть года погода здесь жаркая и достаточно влажная. Летом, от северных холодных воздушных масс город защищают горы Большого Кавказа. Однако с этих же гор В Туапсе нередки сильные и холодные северо-восточные ветры зимой, способные принести с собой весьма ощутимые заморозки. В силу особенностей рельефа вокруг Туапсе формируется немало зон с собственным микроклиматом, когда две соседствующие друг с другом долины или бухты порой отличаются по погодным условиям весьма значительно.

Погода в Туапсе зимой прохладная, пасмурная и относительно влажная — температура днем редко опускается ниже ноля и преимущественно держится в районе отметки в +2…+6ºС. В отдельные годы наблюдаются резкие перепады температуры, когда северный ветер приносит холода до -15ºС, поднимая в море волну до 4-5 баллов. Впрочем, бывают периоды и столь же резкого потепления до +20ºС, вызванные приходом теплых средиземноморских воздушных масс. Осадков зимой выпадает достаточно много — порядка 100-170 мм в месяц, преимущественно в виде дождя или мокрого снега, практически две трети месяца небо затянуто тучами. Температура воды всю зиму держится в районе отметки +8ºС.

Весенняя погода в Туапсе достаточно переменчива — днем воздух быстро прогревается до +17ºС уже к середине апреля, а в конце мая наступает летнее тепло. Количество осадков постепенно снижается, а количество солнечных дней возрастает. В это же время начинает прогреваться морская вода, и уже к середине мая в районе Шепси и Дедеркой её температура достигает +16ºС, а возле Джубги — +14ºС.

Лето в Туапсе жаркое и относительно сухое, среднемесячная температура воздуха держится в районе +25ºС весь сезон. В отдельные годы здесь фиксируются температурные максимумы до +38…+41ºС, даже ночью редко опускаясь ниже +18ºС. Выравниванию температуры способствуют фёны, дующие из межгорных долин по ночам в сторону моря, а днем — в горы. Море же прогревается до +25ºС вдоль всего берега. Количество осадков в летние месяцы минимально, дожди проходят быстро, однако представляют из себя мощные, кратковременные ливни и идут как правило в ночные часы.

Осень в Туапсе теплая — в сентябре-октябре столбик термометра уверенно держится в районе отметки +20ºС, в ноябре колеблется от +8 до +12ºС при весьма нередких периодах более теплой погоды. Впрочем, северные ветры в конце сезона могут принести и резкое похолодание, вплоть до отрицательных температур (-9ºС). Осенью количество осадков быстро увеличивается, а вода быстро остывает — от вполне комфортных +22ºС в сентябре до +11ºС в ноябре.

Расстояние до Туапсе от крупных городов

по автодорогам

История Туапсе

История поселений в районе Туапсе очень давняя. Чего стоят солнечная обсерватория (круговой лабиринт из каменных насыпей) Псынако-1 и дольмены в кольце камней Псынако-2 в 26 км. севернее города у поселка Анастасиевка. Самое ранее упоминание названия в формате Топсида встречается у античных греков в 5-2-м веках до нашей эры. В те далекие времена у местных протоадыгских племен здесь существовало крупное поселение с пристанью и рынком. В том числе рабовладельческим. А еще отсюда начинали свои походы прибрежные пираты, которые терроризировали торговый флот греков, а позже и римлян.

Название Туапсе переводится с адыгского (черкесского) языка, как «междуречье», «местность, лежащая ниже слияния двух рек». На этот счет есть версии. Река Туапсе, образована слиянием двух горных рек — Чилипси (Чылэпсы) и Пшенахо (Псынэф). С другой стороны поселение расположилось в устье рек Туапсе и Паук. Последняя в адыгском (черкесском) варианте звучит, как Пцешиш (Пцэшъышъ), что в переводе означает «река, кишащая рыбой». Особого внимания заслуживает мыс Кадош. Существует обоснованная версия, что словом Кадош, в древние времена, адыги (черкесы) звали священные рощи. Возможно, что это связано с именем какого-то утерянного божества. Путешественники 16-19-го веков часто фиксировали такие рощи, названные именем Кадош в разных местах побережья. Вполне возможно, что такая роща находилась и на этом мысе.

После русско-турецкой войны 1828-29-го годов, Российская империя приняла решение высадить десант в наиболее важных участках Черноморской береговой линии для устройства крепостей с целью запрета торговли адыгов (черкесов) и турок. Одной из таких точек стало устье реки Туапсе, бывшее тогда густонаселенной долиной и торговым пунктом. Сюда турки привозили не только обычные товары, но и оружие, а забирали рабов.

Утром 12 мая 1838-го года I и II эскадры Черноморского флота под руководством адмирала Михаила Петровича Лазарева и начальника линии Николая Николаевича Раевского начала десантную операцию в устье Туапсе. Морской берег здесь был довольно ровным и открытым, а далее по долине видны были почти сплошные рощи лиственного мелколесья. Жилищ нигде не было видно. Адыги (черкесы) давно знали о предстоящей высадке русских войск и за несколько дней начали собираться в устье Туапсе. Когда флот накануне 2 мая подходил к берегу, видны были толпы пеших и конных в разных местах, по горам горели сигнальные огни, а ночью берег осветился кострами на дальнее расстояние.

После сигнала, по первому выстрелу с корабля «Силистрия», эскадра открыла огонь по берегу из 250 орудий и продолжала бомбардировку четверть часа. Артиллерийским огнем местные жители были отогнаны от берега до полукилометра, лишь часть их осталась на самом берегу, позади вала, нанесенного морским прибоем, в местах, усиленных завалами по окраине густого леса, завалы эти тянулись поперек долины от устья реки Туапсе до возвышения на правом берегу. После прекращения артиллерийского обстрела по данному сигналу гребные суда с десантными войсками дружно двинулись к берегу. Этот момент запечатлен на известной картине И.К. Айвазовского «Десант генерал-майора Н.Н. Раевского в Туапсе 12 мая 1838 г.», хранящейся в Эрмитаже.

Несмотря на отчаянное сопротивление, десантный отряд сумел закрепиться на берегу. В основном, благодаря артиллерии. Адыги (черкесы) предприняли еще несколько попыток безуспешных нападений и вынуждены были отойти в горы. 9 июля перед погрузкой войск на военные суда была проведена панихида об умерших от болезней и ран в Туапсе и о генерал-лейтенанте Вельяминове, бывшем начальнике Черноморской линии, в честь которого и был назван форт. Он расположился на правом берегу реки Туапсе, на возвышенности у самого моря. Вдоль него проходила основная прибрежная дорога, так что все последующие годы, адыги (черкесы) вынуждены были проезжать в зоне обстрела, рискуя жизнью. Особенно хорошо одетые и вооруженные воины.

В 1840 году начались массовые нападения адыгов (черкесов) на русские укрепления на побережье и в долине Абина. Первым пал форт Лазаревский, а 29-го февраля был окружен Вельяминовский. Солдаты не сумел отбить массу нападавших, лишь 20 человек заперлись в блокгаузе. Когда его подожгли, солдаты не выдержали, выбежали и остатки их были захвачены или зарублены. Форт пал. Только 10-го мая повторный десант в устье Туапсе восстановил форт, захоронил остатки погибших и попытался выкупить из плена выживших. С этих пор для строительства стали использовать песчаник, вывезенный для этого из Крыма в блоках.

В начале Крымской войны в 1854 году Вельяминовский форт, как и другие укрепления береговой линии, из-за невозможности их оборонять, был взорван, а гарнизон эвакуирован. В 1857 году здесь была устроена турецкая база, снабжавшая адыгов (черкесов) оружием. Сюда высаживались десанты наемников из разных стран мира для борьбы с Россией на стороне черкесов. В 1859 году морской десант под командованием майора Левашёва разрушил эту базу. В феврале 1864 года Даховский отряд генерала Геймана дошёл до Туапсе и овладел развалинами форта Вельяминовского. Тогда же здесь организовали одну из крупнейших баз для эвакуации изгнанных с родины адыгов (черкесов), предпочитавших изгнание в Турцию поселению в Прикубанских плавнях. Эта трагическая история известна, как черкесское мухаджирство. Она унесла жизни сотен тысяч людей.

В 1864-м году на месте развалин форта Вельяминовского была основана станица Вельяминовская, в 1870 году преобразованная в селение. Опустевшее черноморское побережье начали сначала заселять семьями казаков, позже в регион начали переселяться русские и малороссы из центральных губерний Российской империи, а также армяне и греки из Турции, грузины, молдаване, эстонцы, чехи, немцы и так далее. В 1867 году был построен маяк на мысе Кадош, в черте города. В 1875 году учреждено гражданское поселение — Вельяминовский посад. В 1895-96 годах через город провели Новороссийско-Сухумское шоссе. Начался стремительный рост поселения и появился порт.

В начале ХХ века со строительством на побережье железной и шоссейной дорог в Туапсе появляется промышленность. В 1916 году Туапсе получил статус города вместе с отдельной железнодорожной веткой к нему. В город стали прибывать рабочие. Среди них были и революционеры. Создание в городе социал-демократической организации, ее быстрый рост, активная работа в массах способствовали тому, что Туапсе стал первым советским городом на Кубани и в Черноморье. 3 ноября 1917 г. советская власть в Туапсе была установлена без единого выстрела и на месяц раньше чем в Москве.
В 1918 году через город Туапсе пролег победоносный путь Таманской Армии (взятие города произошло 1 сентября), вошедший в историю Гражданской войны под названием «железный поток». В годы гражданской войны в Туапсе создается Красная армия Черноморья («революционная армия»), объединившая в себе партизанские отряды Черноморского побережья Северо-Западного Кавказа.
По восстановлении Советской власти в Туапсе с 1920 года разворачивается «социалистическое строительство».

Первенцем ударных строек в стране в первой пятилетке стало строительство нефтепровода «Грозный — Туапсе» (1927-1928 гг.). Параллельно в городе идет строительство нефтеперерабатывающего завода «Грознефть» (1927-1929 гг.), реконструируется грузовой порт, создается первое в СССР управление Черноморского нефтеналивного флота «Совтанкер» (январь 1933 г.).

В 30-х годах входят в строй судоремонтный завод имени Ф. Э. Дзержинского, предприятия пищевой промышленности.

В начале Великой Отечественной войны Туапсе выполнял роль эвакогоспиталя. Сюда прибывали из мест ожесточенных боев раненые, проходили лечение в госпиталях и вновь уходили на фронт.
В связи с этим в маленький, казалось бы, глубоко штатский город Туапсе, война пришла с первого ее дня. С каждым следующим днем Туапсе все больше ощущал на себе ужас войны, постепенно перерождаясь, из города-труженика в город воин. Уже 23 декабря 1941 года гитлеровская авиация совершила первый налет на Туапсе. А к сентябрю 1942 года волна военных действий докатилась непосредственно к нему.

Туапсинское направление гитлеровское командование считало одним из главных. Им была создана специальная группа войск — «Туапсе», а операция по выходу к морю через Туапсе именовалась — «Аттика». В наступательных действиях фашистов были задействованы отборные войска, состоящие в основном из горно-стрелковых и легко-пехотных дивизий, специально экипированных и прошедших длительное обучение ведению боевых действий в горах.

Из 26 дивизий, имевшихся перед Закавказским фронтом, 18 враг сосредоточил против Черноморской группы войск.

Гитлеровцы были уверены в успехе Туапсинской операции. Состояние сил на Туапсинском направлении в начале военных действий было в пользу врага: по пехоте в два раза; по артиллерии в три раза; у немцев 150 танков — у нас ни одного; у них 360 самолетов, а у нашей 5-й воздушной армии — 71.

Жестокими бомбардировками Туапсе был разрушен на 94%, но тем не менее, город жил и боролся. Усилиями жителей города, которых оставалось в живых всего пять тысяч человек и воинов гарнизона, город был превращен в крепость. Натиску врага защитники Туапсе противопоставили героизм, мужество и беззаветную преданность Родине.

Важную роль в разгроме фашистов под Туапсе сыграла и туапсинская военно-морская база. Являясь главным портом Черноморского флота, она играла одну из важных ролей в освобождении Новороссийска, проведении Керченско-Феодосийской операции.

В битве за Кавказ Туапсинская оборонительная операция во многом предрешила крах фашистского плана «Эдельвейс» и способствовала успеху наших наступательных боев на Северо-Кавказском фронте. Туапсинская оборонительная операция длилась с 25 сентября по 20 декабря 1942 года, а в январе 1943 года Туапсинский район был уже полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

Историческое значение Туапсинской оборонительной операции заключается в том, что, благодаря массовому героизму советских воинов 18-й армии и жителей города и района, стоявших насмерть в бесчисленных жестоких боях с фашистами, у города Туапсе был сорван план гитлеровского командования по захвату Кавказа. Враг был остановлен и не пропущен в Черноморье и Закавказье.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1981 года за мужество и отвагу, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Туапсе награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Орден на знамени Туапсе — достойная награда городу-воину, городу-труженику.

В 2008 году Указом № 557 от 05 мая президента Российской Федерации В. В. Путина городу Туапсе также присвоено заслуженное звание ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ.

Современный Туапсе — это портово-промышленный город с крупным железнодорожным узлом и населением более 70-ти тысяч человек, представленным более 90-та национальностями. Туапсинский порт — 2-й по величине российский порт на Черном море, принимавший в Советское время до тысячи иностранных и российских судов. В городе действует более 13-ти промышленных предприятий. Продукцию крупнейших из них: машиностроительного, судоремонтного и нефтеперерабатывающего заводов знают более чем в 45-ти странах мира.

Город расположен частично в ущельях и долинах, частично на горах. Он условно разбит на пять микрорайонов. От разъездного моста — в сторону Сочи расположился микрорайон Грознефть, над ним выше, на горах, микрорайон улицы Звездная. В северо-западной части города, на выезде в сторону города Новороссийска – микрорайон Приморье. На север по долине реки Туапсе, с крупным сортировочным железнодорожным узлом растянулся микрорайон Сортировка. А узловым микрорайоном, как бы соединяющим все, окружающие его микрорайоны, является микрорайон Центр. Чаще всего именно он, и встречает, и провожает гостей города и гостей туапсинских курортов.

Окончание обзорной экскурсионной программы предусмотрено на комплексе мегалитических сооружений — дольменов у окраины города. Загадки и тайны, связанные с этими удивительными объектами, уводят экскурсантов в головокружительную древность. Ведь по утверждению современных учёных их возраст значительно превышает возраст Египетских пирамид!

Туапсе на карте

Источники

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *