Города Кубани

Славянск-на-Кубани

Славянск-на-Кубани расположен по берегам Протоки – правого рукава реки Кубань, в 78 км. к северо – западу от краевой столицы.

Основан в 1865 г. как станица Славянская. Статус города присвоен 28 мая 1958 года. Название образовано от названия станицы, но поскольку в Донецкой области УССР уже существовал город Славянск и дабы не было путаницы, к названию кубанского города добавили уточнение «-на-Кубани». Название же станице Славянской было дано по названию укрепления «Славянский фельдшанец» Славянского гусарского полка, нёсшего на правобережье Кубани службу под командованием Александра Суворова.

В городе действует железнодорожная станция Протока на железнодорожной линии Ростов – Тимашевская – Крымская – Новороссийск и аэропорт местных воздушных линий.

Славянск-на-Кубани красивый, благоустроенный, зеленый город. Здесь хорошо развита сеть инженерных, спортивных и культурных объектов.
С 2004 года в городе ежегодно в августе проводится международный фестиваль славянской культуры. Фестиваль проводится несколько дней, на разных площадках выступают различные творческие группы, проводится ярмарка народных промыслов и ремесел, организуются различные выставки.

В Славянске-на-Кубани установлен памятник бойцам Таманской армии, погибшим при прорыве в период гражданской войны под руководством Е.И. Ковтюха и И. И. Матвеев – это Главная достопримечательность и символ города, памятник бойцам Таманской Красной Армии, отдавшим свою жизнь за власть Советов в 1918—1920 гг. В начале Гражданской войны станица Славянская стала местом формирования частей Таманской Красной армии. В 1918 году, отрезанная Добровольческой армией Деникина от главных сил Красной Армии, она прошла с тяжелыми боями от Геленджика через Туапсе и перевалы на отрогах Главного Кавказского хребта до станицы Дондуковской.

Краткая история Славянска-на-Кубани

В античное время на территории города находилось греческое поселение. С V в. до н.э. в составе Боспорского царства. В конце II в. до н.э. вместе с Боспорским царством вошло в состав Понтийского царства. С конца I в. до н.э. вновь в составе Боспорского царства как напрямую зависимого от Рима царства. С 1-й половины VI в. н.э. вместе с Боспорским царством поселение вошло в состав Византийской империи.

Генуэзско-золотоордынский период

Генуэзская колония Ла-Копа была одной из около 40 подобных колоний, разбросанных по черноморскому побережью Кавказа и низовьям Кубани. Пожалуй, это первый населённый пункт, который в описании своего местоположения привязан к разветвлению Кубани и Протоки. Это был торговый город, основанный в начале XIV в. итальянцами. Венецианцы называли его Коба; среди названий встречаются также: Копарио, и Копа с артиклем Ло (Ло-Копа и Ло-Коппа). Слово la (lo) Сора есть в итальянском, испанском и португальском языках и переводится как: дар, изобилие, кладовая; в современном значении – кубок (напр. la Сора Mondiale – Кубок Мира). Возможно, название могло произойти и от греческого “копто”, что означает пластовать рыбу.

В XIII-XIV вв. территория Северного Кавказа и Кубани была под властью монголов и входила в Золотую Орду, поэтому учреждение генуэзских колоний проходило с ведения местного хана. После распада Золотой Орды, колонии находились в зависимости от местных адыгских (черкесских) князей. Административным центром всех генуэзских колоний Причерноморья и Приазовья была Кафа (современная Феодосия).

В 1449 году в Генуе был издан устав генуэзских колоний на Чёрном море. В нём упоминаются две колонии в Прикубанье: Матрика (совр. Тамань) и Ло-Копа, которой уделена особая глава под названием “О том, что должен делать консул в Ло-Коппа”. Согласно уставу, глава Копы – консул выбирал в колонии двух управляющих греков и трёх советников (“двух латинцев и одного грека”). Все избранные лица составляли совет консула и ведали местными делами. Кроме того, выбирались четыре оценщика для оценки выставляемого на продажу товара (в основном рыбы). Как видно из устава – население Копы занималось рыболовством, пластованием рыбы и приготовлением икры. Массовый характер носила работорговля, приносившая немалый доход консулу, – он взимал налог в размере 1,33 % цены одного раба и 2,6 % цены невольницы. Среди жителей колонии, помимо греков и итальянцев в уставе упоминаются монголы, генуэзцы, а также местные жители “Зихии” — черкесы (самоназвание — адыги).

Период Османской империи

В конце XV века Северное Причерноморье было уступлено генуэзцами Османской Империи, установившей своё господство в этом регионе почти на четыре века.

Вслед за захватом Кафы, главного оплота причерноморских владений генуэзцев, летом и осенью 1475 года османы начали завоевание Черкесии. Помимо Таны, Матреги, была захвачена и Копа. В Копе при обороне города погиб местный черкесский (зихский) князь. Тем не менее морских сил османам оказалось недостаточно для полного захвата страны – оставленные гарнизоны были вскорости выбиты черкесами.

В 1479 г. османские войска совершили сухопутный поход на земли Черкесии. По сообщению видного политического деятеля Порты Ибн-Кемаля:

…в стране черкесов каждый день гордые храбрецы… опустошив находящиеся на побережье области, хлынули в тот край, подобно океанской волне. В каждом селении страны черкесов пленили по 50–100 красавиц; обратили в рабство множество пленников. Присоединив к Кубе (Славянск-на-Кубани) также и Анабу (Анапа)…

Османы возвели форт Ачу в устье Протоки и крепость Копыл в четырёх километрах от современного города Славянска-на-Кубани.

Форт Ачу был небольшим, недостаточно мощным турецким укреплением. Он имел 300-400 человек гарнизона и 26-30 пушек. Укрепления форта были деревянными; крепостные стены защищали или болота, или ров с водой. Во время русско-турецкой войны 1735—1739 гг. форт успешно выдержал 20-дневную осаду русских войск.

Турецкая крепость Ени-Копыл (т.е. “Новый Копыл”) была построена в 1747 году (её остатки были обнаружены историком В.А.Соловьёвым в районе городского стадиона). Вплоть до 1777 года здесь находилась резиденция кубанского сераскира – главнокомандующего турецкими войсками на Кубани.

Вокруг крепости быстро вырос город, который называли Копыл, иногда Каплу.

Как и в предшествовавший генуэзский период здесь развернулась оживлённая торговля. Население Копыла составляло около четырёх тысяч человек. В городе действовали две мечети, пять караван-сараев; имелись складские помещения.

Копыл прославился большим базаром, на котором преобладала меновая торговля. Купцы из Тамани, Кафы и других мест доставляли сюда товары, пользующиеся большим спросом у адыгов: оружие, порох, свинец, железо в полосах, косы, ткани. Адыги и ногайцы привозили в Копыл шерсть и шерстяную ткань, мёд, сыромятные кожи и шкуры; пригоняли лошадей. Неизменной “твёрдой валютой” ещё со времён Боспорского царства оставались рабы. Особенно ценились черкешенки, которых перепродавали турецкому султану и крымским вельможам.

Период Российской империи

В период существования Черноморской кордонной линии будущее поселение являлось одним из её опорных пунктов под именем Копыл (Копыльский пост). В 1865 году была переименована в станицу Славянская.

Новейшая история
1901 год – открыта речная пристань Дицмана (в советское время – Речной вокзал)

Август 1904 года – построен Свято-Успенский храм

1911 год – открыта станичная хлебопекарня

1913 год – открыто железнодорожная станция Протока

1926 год – открыта Тракторно-Механическая школа

1927 год – создан Славянский сельскохозяйственный техникум

1928 год – построен элеватор на 100 000 пудов зерна

1929 год- основана футбольная команда Юпитер. Основан совхоз Сад-Гигант

1930 год – создана Проточная МТС

30 августа 1930 года – выше первый номер газеты Заря Кубани

1932 год – построены хлопкоочистительный,вареньеварочный,маслосыродельный,кирпичный и плодоконсервный заводы. Построен капитальный мост через реку Протока

1935 – основана артель Пищепром(с 1943 года – Хлебзавод). Открыт стадион имени М. Горького

1939 год – Открыта школа медсестёр

1942—1943 годы — немецкая оккупация станицы.

1943 год – образовано предприятие Тракторозапчасть(ныне АОЗТ Агропромтехника)

1945 год – образована Славянская автобаза Союззаготтранс(ныне Автокалонна 2096)

1946 год – образована Славянская авторота(с 1977-Славянское ПАТП)

1954 год – основана Славянская Швейная фабрика

1956 год – установлен буквопечатаюций телеграф

1957 год – проложены первые метры водопровода. Основан Славянскрайгаз, а также началась газификация станицы. По станице пошёл автобус.

1958 год – открыт городской Дом Культуры

28 мая 1958 года – станица Славянская стала городом Славянском-на-Кубани.

1959 год – создана МПМК-1 Савянская

В 1960-е годы строится мост через протоку в хутор Трудобеликовский.

1962 год – создано СМУ-51 Треста Спецстрой(ныне ОАО СКФ ДорСтрой)

В 1970-е годы в состав города ходят посёлки Кубрис (ныне микрорайон Кубрис) и Совхозный.

1970 год – учереждено предприятие Горэлектросети. Открыта Детская художественная школа. Запущен Рисовый завод

1971 год – запущен Тарный завод

1975 год – построена птицефабрика Славянская

1976 год – построен Комбирорный завод

1977 год – построена детско-юношеская спортивная школа

В 1980-е годы строятся дачи Заря, расположенные за промзоной.

10 января 1981 года открыт шахматный клуб Белые Ладья

1984 год – открыто бальнеолечебница Приазовье. Построен новый автовокзал. Построена объездная дорога.

1991 год – открыт Славянский рыбный завод

В 2000-е годы строится дома по 6-9 этажей на улицах Школьная, Победы, в мкр-не Кубрис.

2004 год – открывается Храм Святого Пантелеймона

В 2010—2012 годах строится ТЦ «Славянское» на пересечении улиц Ковтюха и Победы.

2010 год – строятся многоэтажки на улицах Батарейная и Юных Партизан.

В 2014—2016 годах введётся строительство нового корпуса Славянской ЦРБ.

ноябре 2017 года – на автобусные маршруты 7, 10, 15 вышли новые микроавтобусы Газель Некст.

В 2018-2019 гг. открыты магазины: «ДоброЦен», «Светофор».

Славянск-на-Кубани на карте

Око Кубани

Сайт энтузиастов - единомышленников, для информационных, познавательных и учебных целей. Присоединяйтесь!